- КОСТЬ
- — символ смерти и второго пришествия, когда «кости поднимутся из могил на Страшный Суд». Поэтическая аллегория Иезекиилева поля, усыпанного высохшими костями, вновь покрывшимися плотью и ожившими, воспринималась как прообраз всеобщего воскресения из мертвых в сцене Страшного Суда. Вообще в верованиях многих народов сохранение костей было гарантией возможного оживления. Например, верховный бог скандинавского пантеона Один кормил гостей мясом своих ослов при условии, что пирующие не будут трогать кости, и на следующий год козлы оживали. В русской народной сказке «Хаврошечка» из захороненных костей коровы вырастает чудесная яблоня. Однако символика костей связана не только с жизнью, но и со смертью. Считалось, что римский император Юлиан Отступник в IV в. откопал предполагаемые останки святого Иоанна Крестителя и публично сжег их в качестве меры по искоренению его культа. Эта тема часто встречается в позднесредневековом искусстве Северной Европы. В греческой мифологии царь Эдип, уничтоживший Сфинкса, дав правильный ответ на его вопрос, изображался стоящим перед Сфинксом в размышлении, а вокруг на земле были разбросаны кости жертв монстра. По одной из христианских легенд, Каин убил Авеля челюстью осла; то же оружие использовал и Самсон, сражаясь с филистимлянами. После этого подвига Бог сделал так, что из челюсти, брошенной Самсоном, проистекла вода, и Самсон смог утолить свою жажду. Кости всегда ассоциировались с личностью человека. Например, «белая кость» стала символом породы. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.